Правила благоустройства г. Якутска, разработанные администрацией столицы республики и утвержденные Гордумой, частично отменены определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции (г. Новосибирск). Речь идет о ст. 4, которая содержит определение границ прилегающих территорий и пункт о том, что балансодержатели, собственники, владельцы и даже арендаторы строений и земельных участков обязаны «осуществлять мероприятия по содержанию и развитию благоустройства в границах прилегающей территории».
Подчеркнем: речь идет не о содержании в порядке собственной территории, фасадов зданий и т.д., а именно о территории прилегающей, которая начинается за границами частной собственности и которая де-юре и де-факто принадлежит городу. Следовательно, обязанности по уборке и благоустройства за ней должен нести муниципалитет. Однако мэрия и депутаты решили, что такое бремя мудрее будет переложить на горожан, столичных предпринимателей и управляющие компании.
С этой целью 25 декабря 2023 г. Якутская Городская дума приняла поправки в «Правила благоустройства территории городского округа «г. Якутск».
«Балансодержатели, собственники, владельцы, пользователи, арендаторы зданий, строений, сооружений, земельных участков осуществляют мероприятия по содержанию и развитию благоустройства в границах прилегающей территории, определенной в соответствии с настоящими Правилами».
п. 2, ст. 4 Правил благоустройства территории городского округа «г. Якутск»
Официальное закрепление новых обязательств не могло не повлечь за собой споры и последствия. Не далее, как зимой мы рассказывали о приступе неукротимой активности, проснувшейся у руководителя Административной комиссии г. Якутска. От предпринимателей начали требовать в феврале (!) за свой счет убирать снег с прилегающих территорий, причем в палисадниках и скверах требовали выскребать его «до земли».
Примечательно, что к муниципальным учреждениям аналогичные требования предъявлять никто не спешил.
«Еще более возмутительна и непонятна 15-ти и 40-метровая норма уборки территории, на которой нет пешеходных зон, подъездных путей или стоянок транспорта. Фактическое использование нас как бесплатных уличных уборщиков, особенно на фоне самих муниципальных учреждений, не блещущих стремлением к наведению порядка, как на своих прилегающих территориях, так и на городских общественных пространствах (о чем регулярно пишут в городских социальных сетях) выглядит как стремление органа, в чьи обязанности собственно и входит непосредственно уборка, трансформироваться в надзорно-карающий орган, подменяя функции РПН и прокуратуры!».
Из текста обращения столичных бизнесменов г. Якутска на имя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РС (Я) от 18 февраля 2024 г.
И это только один пример.
На деле же почти вся уборка города переложена администрацией города на частных лиц. Соответственно плановые и организованные работы муниципалитетом не осуществляются – вместо этого время от времени собственникам и арендаторам рассылаются требования убирать не только за себя, но и «за того парня», с угрозами применения штрафных санкций. Простых горожан напрямую это, казалось бы не касается, но нет. Мы все – в доле. Обязанность по уборке прилегающих территорий округа города перекладывают и на собственников жилья в многоквартирных домах, и на управляющие компании, которые вынуждены выполнять чужие обязанности за свои деньги. А поскольку живут они с платежей собственников жилья, то получается, что фактически горожане оплачивают работу мэрии.
Даже трижды, если вспомнить о том, что 40% от НДФЛ каждого жителя Якутска итак оседает в бюджете столицы и должны расходоваться в том числе на благоустройство.
Учитывая, что в границах прилегающих территорий располагаются в числе прочего тротуары, озелененные территории и зеленые насаждения, получается что обязанности и по содержанию этого хозяйства фрагментарно передано множеству компаний и предприятий.
А когда отвечают все, не отвечает никто.
Важный момент: Правилами благоустройства города не определена мера участия граждан и предприятий в содержании и благоустройстве прилегающих территорий, а, значит, остается широкое поле для «фантазий на тему». Как, например, было в феврале текущего года с требованием «выскребать палисадники до черной земли».
Иск с требованием признать не действующим нормативно-правовой акт, принятый Гордумой в декабре прошлого года, был подан в Верховный суд Якутии в мае текущего. Гордума и мэрия выступили, понятно, против. На их стороне действовала и прокуратура республики, доказывая, что город имеет право перекладывать свои обязательства – в том числе финансовые – на третьих лиц.
Верховный суд Республики с позицией всех троих согласился – в жалобе заявителям было отказано. В числе прочего в Решении от 7 мая 2024 г. указано:
«… административный истец не представил суду доказательства, свидетельствующие о том, что оспариваемым нормативным актом нарушены его права и законные интересы».
Гениально просто. Можно пьесу ставить!
Мэрия Якутска — жителю:
— Ты должен убирать за свой счет территорию в 40 метров вокруг твоего дома! Или оплачивать работу дворника.
Житель города:
— Но это территория — собственность города, которому я плачу налоги. А еще я плачу в УК за техническое обслуживание своего двора, включающее в том числе оплату услуг дворника!
Мэрия Якутска:
— Ничего не знаем! Убирай или плати!
Житель города:
— Прокуратура, уважаемый суд, они заставляют меня платить трижды!
Прокуратура Якутии:
— Да все норм!
Верховный суд Якутии:
— Какие фаши доказательстфа?!
В итоге решение Верховного суда республики было обжаловано в Пятом апелляционном суде г. Новосибирска. Там судьи отнеслись к ситуации более придирчиво и, в том числе, запросили заключение Генеральной прокуратуры РФ. Последняя прислала заключение за подписью прокурора Гурлевой О.В., из которого следовало, что решение якутского суда подлежит отмене.
Изучив все обстоятельства жалобы, Пятый апелляционный суд пришел к выводу, что установленное в Якутске правовое регулирование…
«… не только нарушает права собственников помещений, но и принято с превышением компетенции органа местного самоуправления в сфере благоустройства, которому предоставлено лишь право предусмотреть порядок и формы участия в содержании прилегающих территорий.
[…]
Cлучаи участия собственников и иных законных владельцев зданий (помещений), строений и сооружений, земельных участков в содержании прилегающей территории и порядок участия должны быть определены правилами благоустройства, возникшая в силу федерального закона обязанность указанных лиц участвовать в содержании прилегающих территорий должна быть установлена с определением конкретных форм и объема такого участия».
Из апелляционного определения Пятого апелляционного суда от 14 августа 2024 г.
Кроме того, в данном определении подчеркивается безграмотность якутских нормотворцев, поставивших знак равно между понятиями «дворовая территория» и «прилегающая территория». Это два разных человека, указал суд в Новосибирске.
На основании таких выводов Правила благоустройства г. Якутска частично отменены – до тех пор, пока мэрия и депутаты не отрегулируют порядок участия предприятий «в мероприятиях по благоустройству прилегающей территории» и не впишет в соответствующую статью (ст. 4 Правил) указания о том, что подобные обязательства не возлагаются на собственников и иных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.
Положа руку на сердце, решение апелляционного суда все же носит половинчатый характер, позволяя администрации сохранить ситуацию с перекладыванием ответственности, просто переписав и расширив ст. 4 Правил благоустройства. Но дальше уже дело за горожанами и предпринимателями: если настаивать на публичном обсуждении очередных поправок в Правила, можно добиться того, чтобы мэрия не перекладывала свои прямые обязанности на жителей.
Наша справка: Что такое прилегающая территория?
Прилегающей территорией считается радиус, определяемый от границ земельного участка под зданием, строением или сооружением, сведения о которых внесены в ЕГРН – Единый государственный реестр недвижимости).
Прилегающая территория для…
— индивидуальных жилых домов и домов блокированной застройки — составляет 10 метров;
— для многоквартирных домов — 40 метров;
— для нежилых зданий, пристроенных к многоквартирным домам, — 40 метров;
— для зданий, в которых располагаются образовательные, спортивные, медицинские организации, торговые организации, культурно-развлекательные организации, организации социально-бытового назначения — 40 метров по периметру стен здания, а в случае наличия парковки для автомобильного транспорта — 40 метров от внешней границы
— для торговых объектов — 40 метров, для нестационарных торговых объектов — 15 метров;
— для отдельно стоящей рекламной конструкции — 5 метров от границ основания рекламной конструкции;
— для автостоянок — 25 метров;
— для промышленных объектов, включая объекты захоронения, хранения, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, — 50 метров;
— для объектов капитального строительства, строительство которых не завершено, — 15 метров;
— для автозаправочных станций — 50 метров;
— для розничных рынков — 25 метров;
— для контейнерных площадок — 10 метров;
— для кладбищ — 15 метров;
— для гаражей, гаражно-строительных кооперативов — 20 метров;
— для участков, находящихся на территориях садоводческих и огороднических товариществ — 10 метров от границ участков.
Comments are closed here.