История о том, как якутский депутат встретил электорат, получила неожиданное положение. Активный горожанин и писатель Юрий Грин, получивший вместо отчета депутата по Сайсарскому округу Павла Ксенофонтова оскорбления в свой адрес («слуга народа» обозвал работодателя, простите, «мудаком»), так это дело не спустил.
Поскольку вызов на дуэль по принципам «мужского мира» (*) не случилось, он решил пойти другим путем. Так сказать, более цивилизованным.
(* Термин «мужской мир» стал популярен в Якутии с легкой руки мэра г. Якутска Евгения Григорьева. Правда, используется больше в сатирическом, а не брутальном и маскулином контексте, как задумывалось).
В обычной жизни Грин – юрист. Поэтому он взялся изучать закон «О статусе народного депутата» и нормативные акты, которые этот закон задействует. В ходе изучения избиратель убедился в том, о чем мы писали неоднократно: закон написан депутатами для самих депутатов, а не для тех, кто им выдает мандаты, и ответственности перед работодателями почти не содержит.
По нему депутата нельзя отправить в отставку, даже если он признан виновным в уголовном преступлении сидит за решеткой! Отобрать мандат даже у самого оскандалившегося можно только по решению парламентской сессии.
И в истории парламента Якутии были прецеденты, когда все фракции сплачивались, забыв идеологические разногласия, чтобы дать отпор «внешнему врагу». Например, в 2016 г. парламентарии встали грудью за своего коллегу Юрия Михайлова, осужденного по уголовному делу о взятке. После вступления приговора в силу прокуроры потребовали лишить его мандата, но парламент отказался выносить такое решение. Фраза лидера парламентских единороссов Александра Ноговицына, произнесенная при этом стала мемом:
— Если мы на это (выполнение требований прокурора об отзыве мандата у депутата Михайлова — В.О.,) пойдем, завтра в любую нашу дверь постучат!
Справедливости ради отметим: позже депутат Виктор Федоров пытался инициировать поправки в закон «О статусе народного депутата РС (Я)», но другие якутские парламентарии его не поддержали, посчитав накладывать на себя какие-то ограничения актом неразумного популизма.
Юрий ГРИН:
— Чем больше изучал нормативку по нашим депутатам, я все отчетливее понимал, что народный депутат абсолютно безответственное лицо, в прямом смысле этого слова – [Павел Ксенофонтов] тому прямое подтверждение.
Закон о статусе народного депутата содержит 12 статей различный привилегий (гарантий) депутата включая неприкосновенность, каникулы (отпуск), помощника, пенсии и единовременный выплаты, и на контрасте всего 2 статьи о взаимодействии с избирателями: встречи с избирателями и отчет депутата. Всего две вещи, которые должен делать депутат для своего избирателя: встретится и отчитаться. Всё!
Как-то не пропорционально, вам не кажется?
Дальше интереснее – свои многочисленные права депутаты расписали достаточно детально. А вот с обязанностями (в количестве всего две штуки) заморачиваться не стали. На сегодняшний день и встречи с избирателями, и отчет перед ними – исключительная инициатива самих народных избранников. Как проводить, кому предоставлять, где, когда – все решают сами парламентарии. Действующих порядков и регламентов просто не установлено. Как и ответственности за несоблюдение обязанностей. В законе написано, что «слуга народа» должен ежегодно отчитываться перед своими «хозяевами», но нет упоминания о том, как быть, если он этого сделать не пожелает.
Как результат Грин решил не ждать милостей от депутатской природы и лично написать проект поправок в законодательные акты республики, а также проект регламента об отчете народного депутата РС (Я), которые бы конкретизировали такое явление как ежегодный отчет парламентария перед своим электоратом. По словам Юрия, к работе он привлек несколько других юристов, которые изучили практику других регионов и помогли с формулировками.
В получившемся проекте предусматривается, что отчет проводится лично депутатом ежегодно, в период с февраля по март – либо одновременно с отчетами органов исполнительной власти, либо после них. Отчет нардепа не должен носить агитационный характер («голосуйте и дальше за меня! за мою партию!», но обязан включать в себя следующую информацию:
— об участии депутата в сессиях парламента и подготовке вопросов в ее повестку, а также об участии в работе комиссиях, рабочих группах и иных рабочих органах парламента;
— о количестве и сути подготовленных законопроектов, поправок, пояснений к ним и результатах их рассмотрения;
— о депутатских обращениях, запросах и реакции на них;
— о проведенных личных приемах граждан, а также о количестве поступивших и рассмотренных обращений граждан, результатах их рассмотрения;
— о взаимодействии с организациями (независимо от формы собственности) и инициативными группами граждан;
— об участии в депутатских расследованиях и парламентских запросах (это отдельные, коллективные формы депутатской работы, имеющие куда больший вес, чем запрос отдельно взятого «слуги народа).
Проект уже сегодня готов к рассмотрению на профильном комитете парламента. Есть, правда, одна серьезная закавыка.
Граждане Якутии не обладают правом законодательной инициативы. Чтобы проект закона получил движение, его должен кто-то внести – глава республики, ее правительство или один из депутатов (группа депутатов, фракция). Есть еще один вариант – через РОИ, он же проект «Российская общественная инициатива». Увы, эта процедура достаточно сложна, поскольку требует сбора большого количества верифицированных подписей.
Неугомонный житель Сайсар нашел еще один способ, ранее не востребованный.
Через прокуратуру.
Юрий ГРИН:
— Добрые люди ткнули меня носом в свежую статью Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», где прокурору субъекта Российской Федерации предоставлено право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации. Право такой инициативы у прокуроров было всегда, но с первого июня текущего года оно закреплено федеральным законом… И вот сегодня с сопроводительным письмом направили наше творчество в адрес прокурора Республики Саха (Якутия) с просьбой защитить избирательные права неопределенного круга лиц и выступить с законодательной инициативой.
Поддержит ли прокуратура гражданскую инициативу – вопрос, кончено, открытый. Учитывая, что в прошлом депутаты неоднократно демонстрировали людям в синем свое «фи!» на разные требования именно на основании закона «О статусе народного депутата РС (Я)» — очень даже могут. Тем более, что процедура согласования кандидата на пост главы прокурора Якутии в парламенте республике отменена, и взаимозависимости нет. Зато есть возможность привлечь к себе внимание на федеральном уровне. А то право законодательной инициативы на региональном уровне у «государева ока» имеется, а прецедентов ее проявления – почти нет.
Но даже если же вдруг прокуратура инициативу активной группы граждан не поддержит, можно будет искать другие варианты – через тот же РОИ, или заручившись поддержкой хотя бы одного действующего народного избранника. На 70 депутатов уж найдется хоть один, готовый поддержать избирателей. Как думаете?
Comments are closed here.