7 февраля премьер-министр правительства РФ Михаил Мишустин подписал документ, который для Якутии имеет принципиальное значение. Речь идет о распоряжении правительства №267-р, которым утверждается «прилагаемый перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, входящий в систему документов комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство»».
В переводе на доступный язык: документом утвержден о список, содержащий наименования всех объектов, запланированных к строительству до 2027 г., которые получат федеральное финансирование. Список очень внушительный, он занимает 147 машинописных страниц и включает объекты всех типов – от синхротронов для госкорпорации «Росатом» до мостовых переходов и аэропортов в регионах. Документ охватывает период с 2023 по 2027-й годы включительно, крайняя сдача объектов по нему — 2028-й год.
Естественно, мы первым делом кинулись искать в перечне Якутию – и нашли. И даже несколько раз!
В числе строящихся / запланированных к строительству объектов, которые должны получить федеральное финансирование упоминаются:
1. Строительство хирургического корпуса на 340 коек.
Заказчиком выступает СГЗ Якутии. Должен быть введен в 2024 г.
Цена объекта 7,437 млрд. рублей, в 2023 г. Москва выделяет 1,495 млрд. рублей.
2. Строительство 2-й очереди первого пускового комплекса — онкоклинического центра с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком.
Заказчиком выступает ГБУ РС (Я) «Якутский республиканский онкологический диспансер». Должен быть введен в текущем году.
Цена объекта 9,478 млрд. рублей, в 2023 г. Москва выделяет 1,756 млрд. рублей.
3. Реконструкция ИВПП-2 аэропорта «Якутск» (III очередь строительства) в г. Якутске.
Здесь и далее куратором выступает ФКУ «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры». Взлетно-посадочная полоса должна быть введена в 2024 г.
Цена объекта 6,12 млрд. рублей, в 2023 г. Москва выделяет 2,174 млрд. рублей.
Обращаем внимание:
Персональное наименование аэропорта г. Якутска – им. Платона Ойунского – официальный документ не признает, хотя присвоено оно было по итогам федерального конкурса.
4. Строительство аэропортового комплекса «Мирный» в г. Мирный
Должен быть введен в 2024 г.
Цена объекта 10,411 млрд. рублей, в 2023 г. Москва выделяет 4,474 млрд. рублей.
5. Реконструкция аэропорта в Нюрбе
Должна быть завершена в 2028 г.
Цена объекта 4,04 млрд. рублей, в 2023 г. Москва ничего не выделяет, финансирование начинается с 2026 г.
И, собственно, все на этом.
Мостовой переход через Лену в список объектов с гарантированным федеральным финансированием до 2027 г. не попал. При этом другие мосты в перечне объектов, на которые казна раскошелится, фигурируют. Например, железнодорожный мост в Мурманской области.
Учитывая, что страна находится в непростой экономической ситуации, связанной с ведением СВО и санкционными войнами, не удивительно, что контроль за финансированием крупных объектов переходит в ручной режим. В частности, в п. 3 документа Мишустина указано:
«Установить, что со дня вступления в силу настоящего распоряжения решения об осуществлении (софинансировании) из федерального бюджета вне рамок федеральных целевых программ капитальных вложений в объекты капитального строительства или объекты недвижимого имущества, принятые в форме распоряжений Правительства Российской Федерации до вступления в силу настоящего распоряжения в отношении объектов капитального строительства и объектов недвижимого имущества, включенных в перечень, не применяются».
Оговорка про «вне рамок федеральных целевых программ» важная, но, увы, для нас очень грустная. Потому что на сегодняшний день ни в одной федеральной программе с подтвержденным финансированием мост через Лену не фигурирует.
Да, наименование проекта в свое время попало в Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока, но – без сроков и финансов. Мост через Лену также включали в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ), но с оговоркой – при появлении источников финансирования… которые так и не появились.
Последний проблеск надежды случился в июне 2020 г., когда премьер Михаил Мишустин подписал Распоряжение №1601-р, согласно которому мостовой переход через Лену попал в пятилетний дорожный план, однако «что это было?!» (с) до сих пор никто не может внятно объяснить.
Потому что ничего общего с реальностью документ не имеет!
Во-первых, стоимость моста через Лену указана в 35 млрд. рублей, что вдвое меньше реальной стоимости в 68,4 млрд. рублей, заявленной в 2019 г., которую в свою очередь недавно проиндексировали сразу до 176 млрд. рублей!
За такие деньги мост подобных габаритов физически невозможно построить!
Во-вторых, доля РФ в этой сумме указана всего в 16,9 млрд. рублей, что ничтожно мало. В то же время доля Якутии должна составить 9 млрд. рублей, из которых 7,1 млрд. якобы будет выделена в текущем году. Таких расходов на мост в бюджете республики на 2023 г. не предусмотрено.
Единственное логическое объяснение: произошла техническая ошибка.
Реализовать проект мостового перехода через Лену на таких условиях невозможно!
На фоне этих безрадостных событий набирает медийную активность очень странная и, прямо скажем, откровенно вредительская инициатива депутата Госдумы РФ от Якутии Петра Аммосова (КПРФ). На федеральном уровне Петр Аммосов снова и снова ставит вопрос о замене проекта (готового! оплаченного! направленного на госэкспертизу!) моста через Лену на тоннель.
Якобы это дешевле и безопаснее.
Буквально на этой неделе к проекту подключился и лидер коммунистов России Геннадий Зюганов, заявивший о том, что «Петр Револьдович принес идею подкопа под Леной… даже Мишустин ей заинтересовался».
Почему это вредительство?
Потому что ровно таким же образом был похоронен готовый проект мостового (железнодорожного, совмещенного с автомобильным) перехода через Лену в 2010-2011 г. Якутия выложила только за проект 238,1 млн. рублей, и в итоге он просто сгорел, поскольку вопрос о реализации был отложен на неопределенный срок: все кинулись выяснять, а не лучше ли и вправду сделать ставку на тоннель, вброшенную через компанию УСК-Мост, которая и должна была мост строить.
Пока искали, Путин произнес – в августе 2011 г. – сакраментальную фразу про то, что проект слишком дорог, и эпопея с мостом была отложена аж до 2014 г.
В итоге проектанты заработали почти четверть миллионов на бумажках, не вбив ни одной сваи!
В 2014-м было решено в целях удешевления проекта отказаться от идеи совмещенного – автомобильно-железнодорожного — моста, и строить чисто автомобильный. Проект был выставлен на конкурс… а федеральное финансирование в последний момент сняли «из-за ситуации, связанной с Крымом» (с). Тема моста легла под сукно еще на 4 года – до 2018-го…
Сгоревший в 2011 г. проект, формально был профинансирован не бюджет Якутии. Все оплатила госкомпания «РИК». Но потраченные деньги были взяты с продажи государственной собственности республики (собственных денег у «РИК» просто не было), которые волевым решением Егора Борисова не поступили в казну Якутии «в целях более эффективного их использования».
То есть наказали все равно сами себя.
Позже за бессмысленные траты даже, что называется, предъявляла Счетная палата Якутии, да только дело ничем не закончилось. И депутаты, и правительство сделали вид, что ничего не было.
«О дорогостоящем казусе стало известно, когда Счетная палата Якутии отчиталась в парламенте региона о результатах проверки Республиканской инвестиционной компании (ОАО «РИК»). Согласно представленному документу на разработку проектной документации компания направила 238,1 миллиона рублей. Запланированные работы профинансированы на 100 процентов. И хотя о реализации проекта речи не идет, ни аудиторы, ни депутаты не предъявили инвестору (и при всем желании не смогли бы предъявить) претензии за вложенные в пустоту миллионы».
(с) «Российская газета», 26 марта 2015 г.
Беглое сравнение проекта тоннеля, предложенного в 2011-м году и того, что лоббируется с прошлого года через депутата Госдумы Аммосова, кажется, банально не понимающего, какой вред он наносит, демонстрирует большую схожесть. В обоих случаях речь идет об однопутном железнодорожном тоннеле + автодорожный тоннель с движением по двум полосам. Только в 2011-м протяженность тоннеля планировали в 8,3 км., а в 2022 г. уверяют, что будет достаточно 5,3 км – за счет переноса на 80 км от Якутска.
Первое, что сделали сторонники замены тоннеля на мост, это заявили о необходимости «обратиться в Правительство РФ с предложением изыскать средства для финансирования затрат разработчикам Концепции».
***
Некоторые вещи не меняются.
Моста нет (с 2006 г., когда его пообещал Владимир Путин в обмен на продажу Якутией угольных активов – акций компаний Якутуголь» и «Эльгауголь»), а бабло, простите, на нем исправно пилится.
Comments are closed here.