Наши партнеры из «Якутия.Инфо» взяли экспертное интервью у главного редактора ИА «Снег» Виталия Обедина. Темой разговора стала грядущая муниципальная реформа, спровоцированная сначала принятием федерального закона о «публичной власти», а затем разработкой на его основе «закона КлиКра» (по началу фамилий сенатора Клишаса и депутата Крашенинникова, основных разработчиков закона) об основных принципах местного самоуправления в России. Законопроект де-факто направлен на упразднение небольших муниципалитетов, главным образом, поселковых и наслеговых администраций.
ИА Якутия.Инфо:
Население республики в законопроект пока вникает неохотно, а то и вовсе равнодушно. Нередко в комментариях можно прочитать отзывы в духе «зато чиновников станет меньше», «пусть будет меньше выборов», «все и так решено без нас» и так далее. В общем, народ пока не понимает всю суть законопроекта.
Между тем посвященные в предмет эксперты видят в данной реформе больше негатива, чем позитива. В интервью «Якутия.Инфо» известный якутский журналист и политолог Виталий Обедин на пальцах разъяснил нашим читателям суть законопроекта и связанные с ним последствия.
Виталий Валерьевич, можно ли сказать, что основная задумка принятия законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» состоит в том, чтобы привести законодательство о местном самоуправлении в соответствие с Конституцией РФ и сделать сельские, поселковые и городские администрации частью государственной власти?
— Нет, так сказать нельзя, потому что действующая система местного самоуправления НЕ противоречит Конституции Российской Федерации.
Да и о том, что сельские администрации должны стать государственными органами власти, речи не идет. Они будут либо упразднены, либо превращены в подразделения администрации соответствующего муниципального округа. Конкретно в Якутии, если ДП-1 и обслуживающий его хотелки восьмой созыв Ил Тумэн пойдут путем наименьшего сопротивления, будет 34 муниципальных округа – вместо районов – и два городских, Якутск и Жатай. Как отдельные муниципалитеты села, поселки, наслега существование, скорее всего, прекратят.
Чем чревато принятие законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» для местного самоуправления в Якутии касательно финансовых моментов?
— Принципиально – ничем. Меньше денег не станет. Больше тоже. Станет меньше распорядителей средств, потому что мелкие муниципальные образования со своими бюджетами-сметами в массе своей прекратят существование. То бишь, сметы останутся, но бюджетные ассигнования будут доводиться до получателей на местах уже администрациями муниципальных округов.
Весь вопрос в том, будут ли знать в этих администрациях, как и чем живет тот или иной удаленный наслег? В некоторых из них чиновников не то, что из Якутска – из районного центра годами не видят!
Я допускаю, что может случится какая-то экономия средств, потому что будут сокращены расходы на содержание и функционирование примерно 4,5 тыс. местных глав и депутатов Якутии (почти все депутаты зарплату, если что, не получали). Но это вряд ли. Все сэкономленное съедят администрации вновь образованных муниципальных округов.
Глава Якутии Айсен Николаев заявил, что принятие данного законопроекта позволит решить проблему экономического состояния и финансовой обеспеченности поселений. Согласны ли вы с этим заявлением?
— Конечно нет! Более того, с этим не согласны даже в профильном комитете Госдумы РФ – по региональной политике. В своем заключении члены комитета прямо написали: «Концентрация всех ресурсов бюджетов поселений в бюджете объединенного городского или муниципального округа еще не является достаточным условием для улучшения ситуации с обеспечением жизнедеятельности соответствующих территорий».
Проблему экономического состояния и финансовой обеспеченности муниципалитетов можно (нужно!) решить, либо увеличив межбюджетные трансферты, либо изменив распределение налогов. Например, если бы город Якутск оставлял у себя не 40% НДФЛ, а 80%, то его собственные доходы составили бы около 13 млрд. рублей, а не 8 как сегодня. Есть разница? Есть!
В Калужской области, например, начали эксперимент – там, если не ошибаюсь, 14 муниципалитетов будут оставлять себе НДФЛ в полном объеме. Это позволит им «решить проблему экономического состояния и финансовой обеспеченности». Что мешает Якутии пойти таким же путем? Ничего, кроме отсутствия политической воли руководства.
Есть ли у законопроекта какие-то плюсы?
— У любой медали есть вторая сторона.
Во-первых, благодаря ему мы можем лишний раз пересчитать, сколько бесхребетных «чегоизволите-с» занимает место в парламенте республике. Сейчас там не меньше 50 (фракция «Единой России» + ЛДПР), что для парламента в 70 человек – многовато. После голосования цифру можно уточнить.
Во-вторых, сама система МСУ должна стать проще. Сократится число посредников между проблемой и ее решением. Администрация муниципального округа будет отвечать за каждый наслег и каждое село, и мелкие главы мелких поселений перестанут быть во всем крайними.
В-третьих, большинство местных депутатов и глав, которых сократят и оставят без должности и мандатов, являются членами «Единой России». С большой вероятностью пополнят армию разочарованных в «партии власти».
Никаких иных реальных политических и экономических плюсов эта реформа не несет.
Людям принятие законопроекта преподносится как улучшение в целом системы управления в поселениях – не будет раздут чиновничий ресурс, главы будут более подконтрольны и ответственны. Согласны ли вы с этим?
— Частично.
Как раз выше приводил пример, говоря о сокращении числа посредников между проблемой и решением. Что касается подконтрольности глав, у нас главы районов (а именно на базе муниципальных районов будут создавать муниципальные округа) и так подконтрольны. Только не народу, а ДП-1. «Оранжевый треугольник» в Вилюйской группе улусов давно раздавлен. Нерюнгринский район и Якутск, выбравшие было не единороссов, возвращены под руку главы республики.
Собственно, суть реформы в том, чтобы к руководству не приходили неподконтрольные исполнительной власти люди. Крупные выборы власть почти всегда держит под контролем, тем более теперь – с многодневным и электронным голосованием! – а на мелких можно и проглядеть ситуацию. Что надо сделать? Просто избавиться от мелких выборов!
По принятию законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» объявлен переходный период до 2028 года. Означает ли это, что депутаты Ил Тумэн несколько поторопились с принятием законопроекта?
— Погодите, законопроект не принят. Он только поддержан парламентом республики. Госдума России еще только собирается голосовать за него в первом чтении. Потом последуют еще два голосования, одобрение Совета Федерации и подпись у президента страны. И только после этого на базе вступившего в силу федерального закона парламент Якутии начнет принимать уже республиканские законы, регулирующие местное самоуправление. В том числе решать – сохранять выборы мэров городов и районных ценnров, например, или нет.
И вот с этим Якутия и впрямь может сильно не торопиться. Тем более, что у нас в этом и следующем году серия муниципальных кампаний, срок полномочий победителей которых истечет как раз к 2028 году. Беда в том, что наши власти ужасно любят отчитаться в числе первых: «Вы только подумали, а мы уже сделали в лучшем свете, ваше бла-ародие!».
По факту у республики есть время как минимум до 2023 года. Можно будет еще раз провести муниципальные выборы в селах, поселках, наслегах, и все главы, все депутатские собрания, выбранные в этот период, спокойно доработают по сроку.
И, что еще важнее, в 2023 году у нас выборы и главы Якутии, и парламента республики. Пусть новые люди, получившие свежий мандат доверия народа, определяют будущее Якутии!
Не нынешний созыв Ил Тумэна, скомпрометировавший себя полным отсутствием не то, что политической воли – элементарного самоуважения. И не действующий глава, фактически проигравший референдум о доверии себе осенью 2021 года.